автор: Перевезенцева Ю.С., педагог-психолог МБОУ “Спасская средняя школа”
Подростковый возраст – важный этап становления личности. Формирование представления о себе как о ученике, гражданине, друге, мужчине или женщине– все это определяет особенную значимость общения подростков друг с другом, участия в различных коллективных делах. Отношения со сверстниками становятся самыми важными в социальной ситуации развития, а интимно-личностное общение – деятельностью, которая оказывает самое большое влияние на развитие. У подростков с задержкой психического развития возникает довольно много трудностей в отношениях со сверстниками и это очень опасно, поскольку затрудняет развитие личности подростка, его становление как члена общества. Для того, чтобы организация системы психолого-педагогического сопровождения была эффективной, важно понимать специфику развития подростков с задержкой психического развития: особенности развития интеллектуальных процессов и социально-личностных качеств, эмоционально-волевых процессов.
Классному руководителю класса ОВЗ приходится искать эффективные методы и практики для успешной адаптации и социализации ребенка. Кроме этого, каждый ребенок в классе имеет свою личную историю: неблагополучная семья, инвалидность, социальное сиротство, дети под опекой…. Дети ОВЗ (обущающиеся по адаптированным программам) это зажатые, неуверенные в себе детей, с заниженной самооценкой, закрытых от внешнего мира. Для этих детей особенно важно иметь рядом, человека, способного помочь, поддержать, направить.
Для социализации ребят, раскрытия их потенциала в школе была разработана ступенчатая система работы:
- Работа по активизации внутренних ресурсов учеников на уровне класса;
- Презентация своих возможностей на школьном уровне;
- Работа с социальными партнерами;
- Рефлексия
В ходе реализации системы работы по развитию личностного потенциала, классный руководитель руководствуется главным принципом «НЕ НАВРЕДИ». Работа по активизации внутренних ресурсов учеников на уровне класса происходила на классных часах, во время профилактических бесед, при подготовке к классным мероприятиям. В эти моменты главным было не донести информацию «сверху», а услышать детей: что они могут, о чем думают, чем озабочены, что представляют из себя. На этом этапе мне помогают следующие приемы: сказкотерапия, арт-терапия, работа в группе, просмотр и анализ фильмов, игры, УМК «Развитие личностного потенциала подростков». На этом этапе формируется группа учеников, готовых к активному взаимодействию; и ученики, еще имеющие некие барьеры для успешной социализации.
Выход на школьный уровень это большой прорыв. Участие, наравне со всеми, в акциях, соревнованиях, общешкольных мероприятиях, способствует воспитанию чувства уверенности в своих силах, развитию коммуникационных навыков, формирование чувства принадлежности к коллективу и т.д. Сотрудничество с социальными партнерами дает возможность выйти детям за пределы школьной среды, получить новый опыт общения, необходимый для личностного развития. Так, например, тесное сотрудничество с МБУ ДО «Спасский центр творчества» позволило трем ученикам класса поучаствовать и занять призовые места в VIII региональном чемпионате “Абилимпикс” президентской платформы “Россия – страна возможностей”. Кроме того, нашими патнерами являются:
– МБУК «Культурно-досуговый центр», где двое моих учеников занимаются в кружках;
– Центральная Библиотека Мбук Мцбс Спасского Района, где ученики посещают мероприятие, принимают участие в акция, и просто читают книги;
– МБУК «Народный исторический музей», где мы с детьми знакомимся с историей страны и родного края.
– и др.
После каждого мероприятия обязательна рефлексия. Что Мы сделали, каких успехов добились ? это очень важно для самооценки, раскрытия ресурсов подростка.
За время работы по развитию личностного потенциала ученики добились неплохих результатов:
– преодолели барьеры коммуникации через раскрытие внутренних ресурсов;
– с помощью различных методик пришли к необходимости самопрезентации, приобрели уверенность в себе;
– обрели друзей среди социальных партнеров, готовых помочь;
– за время совместной работы не разу не получили замечаний от администрации школы, а получаем лишь похвалу;
– приобрели ценностно-смысловые ориентиры, к которым стремимся и т.д.
В чем же заключается роль классного руководителя? Классный руководитель это:
- Методист, который ищет методы и формы работы;
- Мотиватор, который подводит детей к понятию «Делаю»;
- Коуч, который помогает овладеть новыми компетенциями;
- Наставник, который направляет.
Посмотреть презентацию практики <<<<<<<<<<
#вкладвбудущее #развитиеличностногопотенциала #МБОУСпасскаясредняяшкола