Итоговое сочинение

Итоговое сочинение пишут все выпускники школ в первую среду декабря — в 2024 году это будет 4-е число. Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

Также оно служит допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников одиннадцатых классов, в том числе к ЕГЭ. Если выпускник не сдаст сочинение с первого раза, есть еще две попытки: в первую среду февраля и вторую среду апреля. Если провалить их все, ЕГЭ выпускник сдавать не будет, следующий шанс появится только через год. Вместо аттестата школьник получит справку.

Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы работу выпускника проверили, необходимо выполнить два формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания.

Объем. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы.

В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество. Например, «А. С. Пушкин», фамилия и инициалы, — это одно слово, а «Александр Сергеевич Пушкин» — уже три. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — тоже учитываются: «все же» — два слова.

Самостоятельность написания. Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета. Если работу заподозрят или уличат в плагиате, ученик рискует автоматом получить незачет. Придется пересдавать, апелляций нет.

Работы оценивают по пяти критериям — за каждый ставят плюс или минус, среднего нет. Для зачета достаточно набрать три балла из пяти. Причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям .

Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте:

  1. Прослеживается конкретная цель высказывания.
  2. Есть тезис — ответ на вопрос по выбранной теме.
  3. Литературный аргумент соответствует теме и тезису.

Аргументация. Ученик получает балл, если сочинение написано с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала. Например, если выпускник ошибся в фамилии автора, в названии произведения, но рассуждение позволяет четко идентифицировать источник, пример засчитают.

Композиция и логика рассуждения. Если нет тезиса и аргументов, плюс не получить. То же — если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию.

Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий мне кажется самым мягким, потому что сформулирован необъективно: не указано допустимое количество речевых ошибок. В сущности, он остается на усмотрение проверяющих, однако обычно учителя идут навстречу экзаменуемому и стараются не снижать балл за качество речи.

Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет сочинение на 300 слов, он может допустить 15 ошибок и не потерять балл.

По информации на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), список тем для итогового сочинения, которое пишут выпускники 11-х классов, формируется из закрытого, ежегодно пополняемого банка, который в настоящее время включает около 2 000 тем. 

 На итоговом сочинении ребятам могут попасться либо темы, которые уже использовались в прошлые годы, либо совершенно новые. И хотя сам список тем держится в секрете, его структура опубликована в открытом доступе. Она включает три раздела с несколькими подразделами в каждом. 

 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  1. 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
    1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
    1.3. Познание человеком самого себя.
    1.4. Свобода человека и её ограничения.
    2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
    2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
    2.2. Человек и общество.
    2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

     

  2. Природа и культура в жизни человека
    3.1. Природа и человек.
    3.2. Наука и человек.
    3.3. Искусство и человек.
    3.4. Язык и языковая личность. 

Для написания итогового сочинения выпускнику на выбор предложат шесть тем — по две из каждого раздела. Рекомендуемый объём итогового сочинения составляет 350 слов. Минимальный объём для получения оценки — 250 слов. Во время работы можно пользоваться орфографическим словарём. На написание отводится 3 часа 55 минут.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

(загрузить с Яндекс диска)